Участники:
1. Ваше предприятие (любой организационно-правовой формы, любой сферы деятельности).
2. Санкт-Петербургская региональная общественная организация инвалидов (далее по тексту - "ООИ").
3. Работники Вашего предприятия.
Обоснование:
Большинство российских предприятий, выплачивающих заработную плату своим работникам обязаны уплачивать в бюджет единый социальный налог (ЕСН) в размере 35,6% от фонда заработной платы. Особенно тяжким бременем он ложится на крупные компании с сотнями и тысячами работающих, отвлекая значительные средства, которые можно было бы направить на развитие производства, или - самое простое - на увеличение заработной платы тем же самым работникам.
Вместе с тем, согласно законодательству существуют организации, полностью освобожденные от уплаты единого социального налога (при условии, что сумма выплаты каждому отдельному работнику в них не превышает 100.000 рублей в год). Это - общественные организации инвалидов (см. статью 239 главы 24 НК РФ). На этом обстоятельстве и основан предлагаемый метод.
Описание:
1. Ваше предприятие (заказчик) заключает договор с ООИ (исполнитель, подрядчик), предметом которого может являться:
- субподряд (т.е. выполнение в полном объеме или частично работ (или оказание услуг), которые Ваше предприятие обязано выполнить для своего заказчика).
Например, Ваша компания обязалась выполнить маркетинговое исследование для "внешнего" заказчика. Вы заключаете субподрядный договор с ООИ, в котором перепоручаете ему выполнение части данной работы.
- выполнение работ (оказание услуг), которые Ваше предприятие, исходя из профиля его деятельности, может отнести на затраты производства (себестоимость продукции).
Например, предприятие производит мелкоштучные металлоизделия (болты, шурупы и т.п.). В таком случае вполне правомерным будет являеться отнесение на затраты сумм, уплаченных ООИ за оказание услуг по сортировке и упаковке данной продукции.
- любой другой предмет договора по Вашему усмотрению.
Примечание: Предметом договора не могут быть работы и услуги, требующие лицензирования.
2. Один или группа работников Вашего предприятия (как физические лица) заключают с ООИ договор подряда или возмездного оказания услуг, в соответствии с которым обязуются выполнить работы (оказать услуги), порученные ООИ Вашим предприятием. По сути это - субподрядный договор, согласно которому ООИ должно выплатить физическим лицам вознаграждение за работу, выполненную ими во исполнение основного договора между ООИ и Вашим предпритятием. Размер вознаграждения устанавливается в сумме, уплачиваемой Вашим предприятием ООИ за вычетом комиссии (3 - 4%, см. ниже).
Примечание: Работники не обязаны увольняться из Вашего предприятия и переходить на работу в ООИ. Договор между ООИ и Вашими работниками является не трудовым, а гражданско-правовым, поэтому выполение ими разовой работы для РООИ не влечет за собой обязанности вносить новые записи в трудовую книжку и выполнять другие формальности, предусмотренные в КЗоТ.
Вот как будут выглядить схематически взаимоотношения предприятия, ООИ и работников:
Ваше предприятие "основной" договор <------------------------------------> ООИ договор подряда <------------------------------------> физические лица
Для большей ясности (хотя это и не совсем юридически грамотно), можно сказать, что ООИ выступает в качестве посредника между работниками и предприятием.
3. Ваше предприятие принимает по акту сдачи-приемки работы (услуги) ООИ и оплачивает их по безналичному расчету.
4. ООИ подписывает аналогичный акт сдачи-приемки работ (услуг) с принятыми по гражданско-правовому договору физическими лицами (Вашими работниками) и выплачивает им вознаграждение.
Размер вознаграждния = сумма, полученная от Вашего предприятия - комиссия ООИ - налог на доходы физических лиц (13%)
Комиссия ООИ составляет:
- 3% полученной от Вашего предприятия суммы в случае перечисления вознаграждения работникам по безналичному расчету на их банковские счета,
Обращаем внимание, что многие банки не берут своей комиссии за зачисление заработной платы и аналогичных выплат на счета физических лиц, поэтому данный способ представляется нам более удобным для клиентов.
- 4% полученной от Вашего предприятия суммы в случае выплаты вознаграждения работникам наличными.
Размер комиссии ООИ не может составлять менее 500 рублей с одного поступления оплаты от Вашей организации, и не менее 80 рублей с выплаты одному физическому лицу.
Примеры:
1. ООИ получило 20.000 рублей, количество работников - 5, выплата - по безналичному расчету.
Т.к. 600 руб. больше минимальной комиссии "с полученной суммы" в 500 руб., и больше минимальной комиссии "от числа работников" (80 х 5 = 400 руб.), комиссия ООИ = 20.000 х 0,03 = 600 руб.
Налог на доходы физических лиц = (20.000 - 600) х 0,13 = 2.522 руб.
Выплата работникам = 20.000 - 600 - 2.522 = 16.878 руб., что составляет 84,39% полученной ООИ от Вашего предприятия суммы.
2. ООИ получило 20.000 рублей, количество работников - 15, выплата - по безналичному расчету.
Минимальная комиссия "от числа работников" = 80 х 15 = 1.200 руб., что больше "стандартной" 3-процентной комиссии в размере 600 руб.
Поэтому комиссия ООИ = 1.200 руб.
Налог на доходы физических лиц = (20.000 - 1.200) х 0,13 = 2.444 руб.
Выплата работникам = 20.000 - 1.200 - 2.444 = 16.356 руб., что составляет 81,78% полученной ООИ от Вашего предприятия суммы.
Результат:
Ваше предприятие сэкономило сумму единого социального налога, а также уменьшило базу для обложения налогом на прибыль на сумму, уплаченную ООИ.
Сравним финансовые показатели предприятия, выплачивающего заработную плату в сумме 20.000 рублей непосредственно своим пяти постоянным работникам (по 4.000 рублей на человека), и предприятия, применяющего рассматриваемую схему:
Обычное предприятие |
Предприятие, использующее оптимизацию налогов |
|
Фонд заработной платы 20.000 руб. 20.000 руб. |
20.000 руб. |
20.000 руб. |
Комиссия ООИ |
нет |
20.000 х 0,03 = 600 руб. |
Стандартный налоговый вычет * |
5 чел.х 400 руб. = 2.000 руб. |
нет |
Налог на доходы физических лиц |
(20.000 - 2.000) х 0,13 = 2.340 руб. |
(20.000 - 600) х 0,13 = 2.522 руб. |
Единый социальный налог |
7.120 руб. |
нет |
Итог |
||
Всего израсходовано предприятием |
20.000+7.120=27.120 руб |
20.000 руб |
Выплачено работникам "на руки" |
20.000-2340=17.660 руб. |
20.000-2.522=16.878 руб |
Налоговые "потери" |
2.340+7.120=9.460 руб |
2.522 руб |
Соотношение выплаченной работникам "на руки" суммы и суммы,израсходованной для этого предприятия |
17.660/27.120=65.11% |
16.878/20.000=84.39% |
* Стандартный налоговый вычет согласно п/п 3 п.1 ст. 218 главы 23 НК РФ: "налоговый вычет в размере 400 рублей за каждый месяц налогового периода (в течение календарного года - примечание ЦСБ "Петроград")... действует до месяца, в котором... доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода...) работодателем, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 20 000 рублей. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 20 000 рублей, налоговый вычет, предусмотренный настоящим подпунктом, не применяется."
Т.е., в нашем примере, если предположить, что все работники работают на предприятии с начала года и получают в нем постянный оклад 4.000 руб. в месяц, то пользоваться ежемесячным стандартным налоговым вычетов в 400 руб. они сомогут только 5 месяцев - с января по май (4000руб. х 5 мес. = 20.000 руб.). Начиная с июня они теряют право на вычет, и предприятие должно будет удерживать 13-процентный налог на доходы со всей суммы начисленной им заработной платы
: 20.000 х 0,13 = 2.600 руб.Это значит, что с июня по декабрь налог на доходы работников будет даже больше, чем при выплате по гражданско-правовому договору через ООИ. Если предприятие продолжит работать в этот период по традиционной схеме, то соотношение израсходованной ("грязной") суммы и суммы, выплаченной работникам на руки за месяц составит уже: (20.000 - 2.600) / 27.120 = 64,16% - еще меньше, чем в первые пять месяцев года.
Итак, согласно расчетам, экономия средств предприятия, использующего предлагаемую схему, составляет примерно 20%
Центр содействия бизнесу "Петроград"